Главная / Новости / Рекламу ждут космические перспективы
Рекламу ждут космические перспективы
17 Марта 2024
Какой доход может принести «Роскосмосу» новая услуга?
В правительстве одобрили рекламу на космических аппаратах: речь идет в том числе о размещении логотипов брендов на кораблях «Союз» и «Прогресс». Они могут появиться и на объектах инфраструктуры «Роскосмоса». Это следует из законопроекта, который еще в 2023 году поступил в Госдуму. В госкорпорации рассчитывают, что дополнительный источник дохода будет приносить около 200 млн руб. в год. Кто может заинтересоваться космической рекламой? И сколько она стоит? Об этом — Анастасия Таслунова.
Реклама крупной компании на российском космическом корабле впервые появилась еще в 1992 году: тогда ракета-носитель «Протон-М» отправилась на орбиту с логотипом сигарет West. Тот контракт принес «Главкосмосу» $70 тыс. С тех пор опцией пользовались как международные, так и отечественные компании. К примеру, два года назад Герман Греф попросил главу «Роскосмоса» разместить на ракете-носителе «Союз» наклейку в честь дня рождения Сбербанка. Но соглашения тогда стороны не заключали.
Как в Госдуме предложили разрешить размещение рекламы на ракетах
Новый законопроект призван поставить подобную рекламу на поток. В тексте документа указано, что интересуются услугой не только банки, но и страховщики. Вероятно, у «Роскосмоса» уже есть предварительные договоренности с крупными компаниями и на первый год клиентов хватит, не исключает популяризатор космонавтики Виталий Егоров: «Наверное, уже есть какие-то заявки от потенциальных клиентов. Но на следующий год их может и не быть. Чем более редкое и амбициозное событие предстоит, тем, конечно, оно больше привлекает внимания.
"Роскосмос" может планировать подобные проекты, в том числе надеясь их окупить. Но окупаемость от рекламы, думаю, даже 1% не достигает. Не надо полагаться на то, что благодаря этой статье доходов получится на Луну или Марс летать».
Реклама
Ежегодный дополнительный доход в 200 млн руб. должны принести 20 запусков ракет при условии, что каждое размещение будет стоить заказчикам не более 12 млн руб. Такие расчеты приводятся в законопроекте. В документе уточняется, что прибыль будет делиться пополам между федеральным бюджетом и «Роскосмосом».
Для того чтобы схема работала как часы, госкорпорации и бизнесу необходимо будет выстроить продолжительную кампанию, отметил профессор РАНХиГС, руководитель рекламного агентства Strong Дмитрий Сендеров: «Маленький логотип на огромной ракете, возможно, никто не увидит. Все зависит от того, насколько интересно, ярко и необычно будет эта идея передана целевой аудитории, насколько она ее зацепит, насколько этот бренд будет соответствовать самой тематике космоса, насколько они соотносятся. Вокруг одного и того же факта можно сделать весьма долгую и интересную сериальную стратегию».
А какой бюджет на размещение логотипа на ракете придется закладывать рекламодателям? Управляющий партнер агентства PRT Edelman Глеб Сахрай полагает, что размещение одного логотипа может обойтись в несколько сотен миллионов рублей: «Был кейс с World of Tanks, когда под игру забрендировали лайнер "Белавиа". Тогда, по-моему, только продакшен этого стоил порядка $2 млн, размещение еще, наверное, во столько же обошлось. Но если говорить о ракетах, то площадь изображения логотипа может быть меньше и стоить сотни тысяч долларов.
В итоге бюджет там будет 200-300 млн руб., поэтому запуск должен быть довольно значимым и освещаемым. Тогда это будет обосновано. На такое спрос, конечно, будет. Тот, кто первый сделает, снимет самые жирные сливки».
Расценки на размещение рекламы на ракетах и другой технике будет утверждать правительство, а сами контракты заключать предстоит «Роскосмосу». Комитет Госдумы по собственности подчеркивает, что демонстрация рекламы на орбите должна стать стабильным источником дохода. При этом даже 200 млн руб. сложно назвать внушительной суммой для госкорпорации.
Свои финансовые результаты «Роскосмос» раскрывает с неохотой. Однако глава компании Юрий Борисов в декабре 2023-го упомянул, что выручка всей отрасли за 12 месяцев выросла на 24 млрд руб. Ранее он же говорил об убытках корпорации в 50 млрд руб. по итогам 2022-го.