Реклама в Древней Руси. Она была?
Долгое время среди историков бытовало мнение, что народ в Древней Руси был в массе своей неграмотен. Находки берестяных грамот в Великом Новгороде и других городах, включая Москву, сильно поколебали это мнение. Оказалось, что по крайней мере среди городских жителей процент грамотных людей был весьма велик.
Однако, главное достоинство голосовой рекламы состоит не в том, что ее может понять даже неграмотный, а в том, что голосовая реклама в принципе более доходчива. И в Древней Руси, как и в большинстве средневековых государств, очень важное значение имела устная реклама.
Глашатаи на Руси играли ключевую роль в оповещении народа о любых событиях, и в первую очередь – о решениях власти и церкви. В Москве глашатаи использовали для этой цели крыльцо кремлевских палат, выходящее на Ивановскую площадь.
Выкрикивать сообщения приходилось очень громко и зычно, дабы перекрыть шум толпы, роящейся под стенами Кремля. Именно с тех пор и появилась в русском языке поговорка «Кричать на всю Ивановскую».
Но не только глашатаи выступали проводниками важной рекламной информации. Они, если так можно выразиться, занимали нишу политической и общественной (социальной) рекламы. А коммерческой рекламой занимались прежде всего рыночные торговцы и ярмарочные зазывалы.
Широко задействовались также те каналы, которые сегодня используются в сетевой рекламе – то есть молва, слухи и сплетни. Именно молва создавала хорошу
Специалисты рекламного агентства Век, которое специализируется на изготовлении широкоформатной печати и наружной рекламы, отмечают, что еще древнерусскую рекламную среду отличали два особых явления. Это существование юродивых и остатки вечевой культуры.
Юродивые – нищие с внешними признаками безумия, считались на Руси «людьми Божьими», и им зачастую дозволялось во всеуслышание говорить безнаказанно то, за что другие быстро угодили бы в застенок, на дыбу или на плаху. В результате мнение юродивых серьезно сказывалось на репутации самых разных людей – от мелких торговцев до великих князей.
Известно, например, что некий юродивый прилюдно осуждал великого князя Ивана Калиту за стремление к расширению его владений и преумножению богатства, а знаменитый юродивый Василий Блаженный в глаза порицал царя Ивана Грозного за душегубство.
Таким образом, юродивые играли немаловажную роль как в политическом пиаре, так и вообще в распространении молвы.
Не меньшее значение в политической рекламе играли вечевые традиции. Сама вечевая система к XIV – XV веку пришла в упадок повсюду, даже в Великом Новгороде. Но многочисленные бунты и народные движения вновь и вновь возрождали вечевые традиции в форме митингов и собраний, на которых пассионарные личности произносили страстные речи.
Именно такой речью нижегородский торговец Кузьма Минин в 1611 году увлек народ на борьбу с поляками, занявшими Москву.
Устная и голосовая реклама господствовала на Руси во всех сферах, как общественных, так и коммерческих, вплоть до Петровских времен. Однако с изобретением книгопечатания с устной рекламой стала конкурировать печатная.